Умственная отсталость у детей может возникать по ряду причин, включая генетические факторы, которые могут быть связаны с наследственными заболеваниями или аномалиями хромосом. Кроме того, влияние окружающей среды, такое как инфекционные болезни матери во время беременности, недостаточное питание или употребление токсичных веществ, также является важным аспектом, способствующим развитию умственной отсталости.
Кроме того, социальные факторы, такие как низкий уровень образования родителей или нехватка необходимых медицинских услуг, могут влиять на развитие ребенка. Эти причины зачастую пересекаются и взаимодополняют друг друга, создавая сложные условия, в которых может развиваться умственная отсталость.
Умственное недоразвитие
Умственное недоразвитие (УД) — это термин, обозначающий особенности психического развития детей, которые связаны с несоответствием между их психическим возрастом и фактическим, а также с относительно низкими показателями интеллектуального и речевого развития по сравнению с их сверстниками.
Существует множество причин, способствующих умственному недоразвитию, и далеко не все из них являются хорошо изученными. Доказано, что разница в уровне интеллекта при умственном недоразвитии часто вызвана органическим повреждением головного мозга, и порой нельзя точно определить, почему именно у данного пациента возникло такое повреждение.
- наследственные факторы;
- вредные условия, влияющие на организм матери во время беременности;
- инфекционные болезни, особенно вирусного происхождения, такие как краснуха и грипп;
- заболевания матери, имевшиеся до беременности;
- тяжелые формы токсикоза, резус-конфликт, патологии плаценты в период вынашивания;
- воздействие отцов на здоровье детей, включая употребление алкоголя, наркотических веществ и профессиональные риски.
Признаки умственного недоразвития
- Легкая форма — IQ в диапазоне 50…60, психический возраст 9…12 лет.
- Умеренная форма — IQ 35…49, психический возраст 6…9 лет.
- Тяжелая форма — IQ 20…34, психический возраст 3…6 лет.
- Глубокая форма — IQ менее 20, психический возраст до 3 лет.
Для диагностики этого расстройства требуется особая методика. Умственное недоразвитие может быть выявлено даже в период внутриутробного развития, если заболевание имеет генетическую природу. Специальные анализы крови матери способны помочь определить наличие данного состояния у плода.
Если патологий не удается обнаружить в утробе, первые симптомы могут проявиться в течение первых месяцев после рождения. Обращайте внимание на моторные навыки ребенка, его реакцию на звуки, свет и голос матери. Ключевым моментом является Время и способ, с помощью которых ребенок начинает говорить.
При наличии настораживающих признаков у младенцев применяются диагностические методы, которые включают анализы крови, мочи и электроэнцефалограмму. Старшим детям проводятся тесты на IQ в зависимости от их возраста, а также может быть назначен анализ ДНК. Диагностикой и лечением занимаются невропатологи, психиатры и психологи.
Причины врожденного и приобретаемого умственного недоразвития у детей
Предупредить явные проявления умственного недоразвития на раннем этапе невозможно. Более того, заболевание может развиваться из-за физической травмы.
- Тяжелая наследственность.
- Генетические аномалии в развитии.
- Хронические или инфекционные болезни матери во время беременности.
- Преждевременные или осложненные роды, приводящие к асфиксии.
- Невнимательное отношение родителей к уходу за ребенком, недостаток участия в его развитии.
- Серьезные физические или психические травмы.
Специалисты могут предложить прогноз о степени тяжести умственного недоразвития в зависимости от причины заболевания.
Уровень умственного недоразвития обозначается кодами F70 — F79: чем больше число, тем более выражена степень нарушения интеллекта у ребенка.
Типы умственного недоразвития
- F70 — легкая форма недоразвития, при которой дети осваивают жизненные навыки, такие как общение, ориентация в домашней обстановке и уход за собой. Основная сложность часто заключается в учебе.
- F71 — умеренная степень недоразвития, характеризующаяся замедленным восприятием, недостаточно хорошей речью и ограниченной моторикой. Такие дети нуждаются в постоянном внимании специалистов, обучение в обычной школе обычно невозможно.
- F72 — тяжелая форма, при которой имеются серьезные дефекты речи и заметные нарушения движений. Адаптация таких детей к окружающему миру сильно ограничена.
Отклонения в развитии становятся заметными с раннего возраста. Среди признаков умственного недоразвития можно выделить:
- Безразличие к окружающему.
- Отсутствие интереса к предметам и людям.
- Недостаточная физическая и зрительная активность.
- Замедленное освоение речевых навыков.
- Поздние и неуклюжие попытки ходьбы.
- Склонность к замкнутости или избегание общения.
Развитие детей с умственным недоразвитием происходит медленнее, чем у других, и требует постоянного внимания известных специалистов на ранних этапах. Ранняя интервенция помогает минимизировать последствия заболевания.
Если лечение не начинается вовремя, умственное недоразвитие у детей дошкольного возраста может стать более серьезным, когда ребенок теряет не только основные навыки общения, но и способность ориентироваться в пространстве.
Обучение детей с умственным недоразвитием начинается с формирования интереса к предметам и умений их различать. Этот процесс, как правило, проходит в игровой форме и в спокойной атмосфере.
Умственное недоразвитие, также известное как олигофрения
Умственное недоразвитие (олигофрения) включает в себя причины появления, симптомы, дифференциацию и методы лечения.
Определение
Умственное недоразвитие охватывает группу состояний, вызванных врожденным или ранним недоразвитием психики, сопровождающимся выраженной недостаточностью интеллекта. У таких пациентов отмечаются нарушения когнитивных, речевых, моторных и социальных навыков.
Умственное недоразвитие встречается в мире в пропорции от 3,04 до 24,6 и выше на одну тысячу населения.
Причины умственного недоразвития
Умственное недоразвитие является следствием грубых органических поражений головного мозга в процессе внутриутробного развития. Особенно опасными являются патологические влияния на плод в первый триместр беременности, когда происходит формирование мозговых систем.
- Генетические изменения, приводящие к нарушениям развития головного мозга;
- Наследственные дефекты, связанные с разрушением других систем;
- Микроцефалия — уменьшение объема головного мозга с рождения;
- Гидроцефалия — увеличение объема жидкости в мозговых полостях;
- Воспалительные заболевания головного мозга;
- Травмы головного мозга;
- Токсическое воздействие на плод;
- Врожденные метаболические нарушения.
Умственное недоразвитие может сочетаться с любыми другими психическими патологиями.
Классификация заболевания
Существуют клинически дифференцированные и недифференцированные формы умственного недоразвития.
Умственное недоразвитие
В группу дифференцированных форм умственного недоразвития входят состояния со специфической клинической картиной, где психическое недоразвитие является основным признаком. Чаще всего эти расстройства имеют генетическую природу.
К недифференцированным формам умственного недоразвития относятся состояния, причины которых не удается установить и для которых не характерна специфическая клиническая картина.
Дифференцированные формы умственного недоразвития можно классифицировать следующим образом:
- Синдромы с множественными врожденными аномалиями:
- хромосомные расстройства;
- генетические синдромы с неясным типом наследования;
- моногенные наследственные синдромы.
- Наследственные нарушения обмена.
- Факаматозы (врожденные заболевания, поражающие кожу, нервную систему и глаза).
- Неврологические и нервно-мышечные расстройства, связываемые с умственным недоразвитием.
- Микроцефалия.
- Гидроцефалия.
- Краниостеноз.
- Врожденный гипотиреоз.
- Алкогольная фетопатия.
- Инфекционные эмбриофетопатии.
Несмотря на разнообразие причин, механизмы развития умственного недоразвития приводят к схожим клиническим проявлениям.
Умственное недоразвитие характеризуется недоразвитием психических функций, недостаточностью интеллекта, нарушениями способностей и навыков, что делает социальную адаптацию пациента затруднительной.
Клинические признаки умственного недоразвития:
- психическое недоразвитие различной степени;
- недоразвитие не только интеллекта и личности, но и психической деятельности в целом;
- признаки недостаточного развития мышления, восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевых функций и др.;
- недостаточная способность к обобщению и абстрагированию.
Легкая форма (IQ от 50 до 69): большинство таких пациентов могут обучаться в специализированных учреждениях по индивидуальным программам и получать навыки чтения, письма, счета, а также трудовые навыки, не требующие высокой квалификации.
Умеренная форма (IQ от 35 до 49): дети таких категорий уже с детства отстают в развитии, испытывают трудности в освоении навыков самообслуживания, нуждаются в постоянном надзоре на протяжении всей жизни.
Тяжелая форма (IQ от 20 до 34): уровень развития речи позволяет лишь выражать основные нужды, они не способны к развернутым высказываниям. Обладают минимальными навыками самообслуживания, обычно беспомощны в быту, требуют постоянной заботы.
Глубокая форма (IQ менее 20): речь может отсутствовать или ограничиваться отдельными словами, часто не понимают обращенной речи, не владеют базовыми навыками самообслуживания, могут быть неопрятными, нуждаются в неотложной помощи и постоянном контроле, оставаясь наедине с собой могут не передвигаться или демонстрировать монотонное возбуждение без цели.
Умственная отсталость характеризуется нарушениями как в процессах возбуждения, так и торможения. Эти процессы могут варьироваться на протяжении жизни, периодически преобладая друг над другом. У людей, у которых доминирует возбуждение, наблюдается повышенная двигательная активность и импульсивность, тогда как те, у кого преобладает торможение, могут демонстрировать вялость и инертность.
Состояние интеллектуальной функции и социальная адаптация могут незначительно улучшаться с помощью реабилитационных мероприятий и специального обучения.
Умственная отсталость может проявляться в следующих формах:
- без заметных нарушений поведения или с их минимальной степенью;
- с выраженными нарушениями поведения, требующими наблюдения и медицинского вмешательства.
Появление обострений связано с различными факторами, такими как стрессовые ситуации, соматические болезни, черепно-мозговые травмы или эндокринные изменения, а также их сочетание.
Диагностика умственной отсталости
Постановка диагноза «умственная отсталость» происходит исключительно на основе клинического обследования, включающего жалобы, анамнестические данные и клинико-психопатологическое исследование (осмотр, генетическое тестирование, патопсихологические и инструментальные методы).
Существует три основных критерия для диагностики умственной отсталости:
- клинический критерий (наличие органических изменений в мозге);
- психологический критерий (постоянные нарушения когнитивных функций);
- педагогический критерий (низкий уровень обучаемости и усвоения знаний).
- информация о наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям;
- связи между кровными родственниками;
- данные акушерского и гинекологического анамнеза матери, ее здоровье до и во время беременности, информация о влиянии вредных факторов на организм плода в периоде внутриутробного развития.
- информация о первоначальном психомоторном развитии ребенка, особенностях формирования речевых умений, школьных навыков, аспектах личностного роста, социальном статусе, перенесенных экзогенных воздействиях, эмоциональном состоянии;
- информация о психическом состоянии и поведении взрослого пациента, навыках самопомощи, способности взаимодействовать с окружающими, соблюдении нравственных норм и выполнении социальных обязанностей.
- умение ориентироваться в пространстве и времени;
- способность взаимодействовать с врачом, предоставлять связные и последовательные сведения, понимать сложные логико-грамматические конструкции;
- развитие аналитических и синтетических способностей, установление причинно-следственных связей;
- знания об окружающем мире и понимание социальных аспектов;
- особенности мотивационно-потребностной сферы;
- характерные черты памяти, внимания и работоспособности;
- особенности эмоциональных реакций;
- сопутствующие психические и неврологические расстройства на момент обследования.
В ходе неврологического обследования выявляются функциональные расстройства черепно-мозговых нервов, рефлексы, экстрапирамидные расстройства, нарушения координации движений и чувствительности, а также изменения в работе вегетативной нервной системы.
С использованием специализированных тестов, таблиц и шкал (таких как тест Векслера, таблицы Шультэ, счёт по Крепелину, корректурная проба Бурдона, тест Тулуз-Пьеронаи и другие) исследуются внимание, память, умственная работоспособность, индивидуально-психологические особенности, определяется уровень обучаемости и общие параметры интеллекта.
Инструментальные методы исследования помогают выявить возможные органические повреждения центральной нервной системы:
- реоэнцефалография;
- эхоэнцефалография;
- МРТ головного мозга.
К какому специалисту обратиться при проявлениях умственной отсталости
Если у ребенка проявляются признаки олигофрении, необходимо срочно проконсультироваться с детским психиатром. Также может быть полезным мнение невролога, логопеда, инфекциониста и других узких специалистов.
Врачам понадобится следующая информация для постановки диагноза:
- наследственные психические заболевания в семье;
- образ жизни родителей;
- акушерский и гинекологический анамнез матери, особенности течения беременности и родов;
- особенности речевого развития ребенка;
- уровень обучаемости, восприятия и анализа информации;
- умение устанавливать и поддерживать общение со сверстниками;
- восприятие речи;
- ориентация во времени и пространстве;
- знания об окружающем мире;
- особенности внимания, памяти и работоспособности;
- характер эмоциональных реакций.
Для оценки интеллектуальных способностей врач может применить специализированные тесты, такие как тест Векслера (измерение IQ), таблицы Шультэ (проверка внимания), счёт по Крепелину (оценка работоспособности) и прочие методы.
Лабораторная диагностика
Для раннего выявления олигофрении у ребенка необходимо комплексное обследование беременной женщины.
В первую очередь будущая мама должна пройти анализы на инфекции, которые могут негативно сказаться на развитии плода, такие как токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и сифилис.







